О проекте областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области

Выступление

на заседании Правительства Ленинградской области 24 июля 2014 года по вопросу «О проекте областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области»

 

Уважаемый Александр Юрьевич, члены Правительства!

 

Предлагаемый Вашему вниманию проект  областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» регулирует отдельные вопросы организации и предоставления социального обслуживания в Ленинградской области и  разработан во исполнение федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации».

Принятие данного областного закона потребует отмены законодательных и иных нормативных правовых актов Ленинградской области, регулирующих в настоящее время правоотношения в сфере социального обслуживания населения, и, фактически, подводит итоги деятельности системы социального обслуживания населения Ленинградской области, которая позволила за последние 10 лет заложить основы социального обслуживания в Ленинградской области, сформировать сеть учреждений социального обслуживания, состоящую из 16 государственных стационарных и 35 муниципальных полустационарных учреждений. Этими учреждениями ежегодно обслуживается более 110 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 92 тысячи граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, 18 тысяч несовершеннолетних и семей с детьми.

В Ленинградской области также осуществляют деятельность 18 негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в 6 из которых размещается заказ на предоставление полустационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми. В организациях негосударственного сектора получили услуги более 1000 граждан.

По состоянию на 1 января 2013 года в Ленинградской области проживает  277.378 граждан пожилого возраста, не являющихся инвалидами, 122.722 граждан пожилого возраста, являющихся инвалидами, 30.963 инвалидов трудоспособного возраста, 3.031 ребенок-инвалид, 35.555 несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являющихся потенциальными потребителями социальных услуг.

Таким образом, численность граждан на которых распространяется действие предлагаемого Вашему вниманию законопроекта потенциально может достичь 469.649 тысяч человек.

Финансирование на организацию и предоставление социального обслуживания ежегодно предусматривается в бюджете Ленинградской области.

В 2013 году на организацию социального обслуживания из средств областного бюджета Ленинградской области израсходовано 2042874,5 тыс. рублей, в том числе, на обслуживание в стационарных учреждениях 1198062,7 тыс. рублей, в полустационарных учреждениях 844811,8 тыс. рублей.

В областном бюджете на 2014 год предусмотрено 2098140,0 тыс. рублей, том числе, на обслуживание в стационарных учреждениях 1320274,0 тыс. рублей, в полустационарных учреждениях 777866,0 тыс. рублей.

С учетом дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы комитету в 2014 году дополнительно будет выделено 241000,0 тыс. рублей. Таким образом, общая сумма финансирования по социальному обслуживанию в полустационарных учреждениях составит 1018866,0 тыс. рублей.

Необходимость разработки и принятия нового областного закона, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания, обусловлена тем, что с 1 января будущего года вступит в силу новый федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации», который закладывает новую идеологию в организации социального обслуживания, предусматривающую:

1. Реализацию принципа индивидуального подхода;

2. Широкое внедрение информационных систем в сфере социального обслуживания;

3. Создание конкурентной среды в социальном обслуживании.

Для реализации этой идеологии 442 федеральным законом заложены правовые основы внедрения новых инструментов, первым из которых является индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая определяет  объем и перечень предоставляемых гражданину услуг, исходя из его потребности. Индивидуальная программа составляется органом, уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, для каждого клиента, обратившегося за получением социального обслуживания и является основанием для возникновения договорных отношений между организацией, предоставляющей социальные услуги и этим клиентом.

Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что законодательное закрепление данный механизм реализации принципа индивидуального подхода при предоставлении социальных услуг, на уровне федерального законодательства получил только сейчас, в Ленинградской области аналогичный механизм действует с 2008 года – для граждан пожилого возраста  и  инвалидов, получающих услуги в муниципальных учреждениях, в обязательном порядке заполняется карта  оценки потребности  в социальном обслуживании.

Вторым инструментом, предусмотренным новым федеральным законом, является регистр получателей социальных услуг. Это информационная система, содержащая широкий набор сведений о каждом получателе социальных услуг, объемах и сроках предоставления услуг, организациях, их предоставивших. Ожидается, что внедрение такой информационной системы позволит обеспечить учет нуждающихся в социальном обслуживании граждан, а также осуществлять контроль за ходом исполнения индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину путем анализа предоставляемой поставщиками информации об оказанных гражданину услугах и соотнесения ее с услугами, рекомендованными индивидуальной программой.

442 федеральным законом также закреплен механизм финансирования социального обслуживания на основе подушевых нормативов. При этом, средства из бюджета на предоставление социального обслуживания будут направляться:

  1. На финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
  2. На оплату государственных (муниципальных) контрактов на предоставление социальных услуг, заключенных в соответствии  с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  3. На компенсацию поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного (муниципального) задания, расходов за оказанные гражданину в соответствии с индивидуальной программой социальные услуги.

Последним из инновационных инструментов, на которых мне хотелось бы остановиться, является реестр поставщиков социальных услуг. Реестр поставщиков - это информационная система, размещенная на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащая в себе сведения о поставщиках социальных услуг, действующих в Ленинградской области, формах и условиях их работы. Любая организация социального обслуживания, расположенная в Ленинградской области, на добровольной основе может подать документы для включения в реестр. Включение организации, независимо от ее формы собственности, в реестр поставщиков, является основанием для оказания ею социальных услуг за счет средств областного бюджета.

Потребителю предоставляется право самостоятельного выбора поставщика социальной услуги из числа организаций, включенных в реестр.

Таким образом, все предлагаемые инструменты позволят реализовать следующую схему предоставления социальных услуг:

  • Гражданин обращается в орган, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании;
  • Сотрудниками уполномоченного органа составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
  • Гражданин самостоятельно выбирает поставщика (поставщиков) социальных услуг и обращается к нему за обслуживанием;
  • Поставщик предоставляет социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и направляет информацию об этом уполномоченному органу, который вносит сведения в регистр получателей социальных услуг и осуществляет контроль за ходом исполнения индивидуальной программы, а также оплачивает оказанные социальные услуги по факту их предоставления и внесения сведений в регистр.

Закрепив изложенный выше механизм соответствующими нормами в 442 законе, федеральный законодатель определил полномочия субъектов Российской Федерации. В целях реализации этих полномочий и подготовлен предлагаемый Вашему вниманию законопроект, который:

- устанавливает разграничение полномочий между Законодательным Собранием Ленинградской области, Правительством Ленинградской области и  отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление отдельных полномочий в сфере социального обслуживания;

- устанавливает размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в размере  полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области для основных социально-демографических групп населения (в настоящее время 1 величина);

утверждает перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг. При этом, по сравнению с действующим перечнем гарантированных социальных услуг, установленным постановлением Правительства Ленинградской области  от 19.04.2005 года № 108, содержащийся в законопроекте перечень социальных услуг дополняется отдельными услугами в соответствии с рекомендациями Минтруда России.

Перечень расширяется за счет дополнения его социально-трудовыми услугами и услугами в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Изменяется подход к оказанию срочных социальных услуг: консультативная помощь и услуги, связанные с оформлением документов нуждающихся граждан, дополняются услугами по предоставлению питания, вещевой помощи, экстренной психологической помощи. Конкретное описание каждой из содержащихся в перечне услуг, будет содержаться в стандарте социальной услуги, являющемся составной частью порядка ее предоставления. Разработать данный документ планируется на основании примерного порядка предоставления социальных услуг, запланированного к разработке Минтрудом России. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, который нашел отражение в этом законопроекте, разработан на основе направленного в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ проекта постановления Правительства Российской Федерации «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПЕРЕЧНЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВИДАМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ».

Таким образом, в дальнейшем, в случае утверждения Правительством Российской Федерации более широкого по сравнению с устанавливаемым настоящей статьей перечня социальных услуг, может возникнуть необходимость внесения изменений в статью 3.

В заключении комитета правового обеспечения и контроля рекомендовано распределить социальные услуги по формам их предоставления, а также конкретизировать понятие «оздоровительные услуги». С учетом отсутствия в настоящее время утвержденного федерального перечня полагаем внесение указанных изменений нецелесообразным.

- устанавливает дополнительную категорию  граждан, которым социальные услуги в Ленинградской области предоставляются бесплатно - это участники и инвалиды Великой Отечественной Войны, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Помимо категорий, указанных в статье 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»  (несовершеннолетние дети; лица, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.), устанавливаются дополнительные категории граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание:

и женщины с несовершеннолетними детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. 

Женщины с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации в настоящее время получают бесплатные услуги в центрах социального обслуживания. Таким образом, включение данной категории в число граждан, имеющих право на бесплатное обслуживание, не повлечет за собой дополнительных расходов бюджета, но тем самым сохранит действующие в настоящее время государственные гарантии на получение социального обслуживания женщинам с детьми.

Внесение категории участников и инвалидов Великой Отечественной Войны будет являться дополнительной мерой поддержки указанным гражданам в связи с приближающейся юбилейной датой 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (численность 3896 человек).

- устанавливает норму, согласно которой размер компенсации за оказанные гражданину в соответствии с индивидуальной программой социальные услуги поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного (муниципального) задания не может превышать тариф, установленный в Ленинградской области для данного вида услуги. Это позволит установить единый уровень оплаты социального обслуживания в организациях всех форм собственности.

- в целях обеспечения доступности социальных услуг по месту жительства граждан и виду отсутствия в Ленинградской области территориальных органов исполнительной власти Ленинградской области в Проект включена норма, допускающая наделение  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по социальному обслуживанию. 

Принятие областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» не потребует привлечения дополнительных средств областного бюджета.

Несмотря на то, что численность граждан, имеющих право на бесплатное получение социальных услуг увеличивается, а также расширяется перечень предоставляемых социальных услуг, за счет введения индивидуальных программ предоставления социальных услуг, составленных на основе нуждаемости граждан в конкретных услугах, мы прогнозируем, что гражданами будет востребован более компактный пакет услуг по сравнению с  предоставляемым в настоящее время.

 

Текст выступления первого заместителя председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Грибовой Н.С. на заседании Правительства Ленинградской области 24 июля 2014 года по вопросу «О проекте областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» 

© 2001-2024 гг. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.