"О перспективах работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Ленинградской области в 2014-2015 годах"

Выступление

председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Л.Н. Нещадим по вопросу: «О перспективах работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Ленинградской области в 2014-2015 годах»

Уважаемый Александр Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

По состоянию на 01.03.2014 года в  Ленинградской области проживает 155 759 инвалидов (это 9 %  от населения области), в том числе 3028 детей-инвалидов.

По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа) и общественных организациях инвалидов, действующих в Ленинградской области, численность:

инвалидов-колясочников составляет 2163 человек;

инвалидов по зрению – 2586 человека;

инвалидов по слуху – 2123 человек.

Особую группу составляют инвалиды с нарушением сенсорных функций (зрения и слуха), вследствие чего затрудняется ориентирование в пространстве, снижается способность восприятия информации, появляется необходимость в использовании вспомогательных средств.

Наличие в обществе лиц, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, ориентировании в пространстве, также определяет необходимость формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области.

Необходимо отметить, что создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является составной частью комплекса мер, направленных на социальную интеграцию инвалидов, на включение их в общество.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2006), тем самым взяв на себя обязательства по созданию условий, обеспечивающих инвалидам наравне с другими гражданами доступ к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования маломобильными группами населения.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по созданию инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, ко всем видам транспорта, средствами связи и информации закреплены за органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно вышеназванному закону, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

на участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

на разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

на содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;

на осуществление деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

на финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

на содействие общественным объединениям инвалидов.

В соответствии с федеральным законодательством обустройство объектов для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидам должно осуществляться их собственниками.

В 2011 году комитетом был подготовлен проект областного закона «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи  в Ленинградской области». Законопроект обсуждался с общественными организациями инвалидов, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, получил положительные отзывы. Вместе с тем, юридическим комитетом Администрации Ленинградской области и ГУ ЛО «Государственный экспертный институт регионального законодательства» были даны отрицательные заключения (15.06.2011 № ЮК-012-587/11-0-1, 10.05.2011 № 02-01/313-60). По мнению экспертов в соответствии с действующим законодательством у субъекта Российской Федерации отсутствуют правовые основания для принятия регионального закона, регулирующего правоотношения, связанные с созданием для инвалидов доступной среды жизнедеятельности.

Из разъяснений, полученных от ГУ ЛО «Государственный экспертный институт регионального законодательства» указания на орган власти, координирующий деятельность в сфере доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, федеральное законодательство не содержит. Контроль за соблюдением требований доступности на объектах является полномочием прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в Ленинградской области приняты нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки инвалидам*, утверждающие региональные программы в сфере социальной защиты инвалидов**, определяющие основы квотирования рабочих мест для инвалидов***

Вместе с тем, подобные региональные законы утверждены и действуют в других субъектах – Республике Карелия, Самарской области, Краснодарском крае и т.д.

Практическая деятельность по обеспечению на территории Ленинградской области безбарьерной среды в 2011-2013 годах велась в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области». Мероприятия выполнены на сумму 58,9 млн. рублей.

С сентября 2012 года на основе специальной методики, разработанной комитетом в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 627, проводится обследование объектов социальной инфраструктуры.

За истекший период обследовано 402 объекта. По результатам установлено, что  281 объект признан  частично доступным,  из них: объекты здравоохранения - 63, объекты культуры, физической культуры и спорта – 88, объекты социальной защиты населения – 33, объекты образования – 75, здания администраций – 22. Частичная доступность подразумевает наличие элементов доступности (пандусы, поручни, подъемные устройства и др.), однако не позволяет всем инвалидам (передвигающимся на креслах-колясках, с нарушением зрения, с нарушением слуха) пользоваться данными объектами в полном объеме.

На этапе апробации методики в муниципальных образованиях области в 2012 году обследование проводилось комиссиями, включающими в себя специалистов органов социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа), представителей собственников объектов, технического специалиста (БТИ, отдела капитального строительства, отдела архитектуры), представителя общественной организации инвалидов. В ходе обследования на каждый объект были заполнены акты обследования, содержащие информацию об объекте и оказываемых на нем услугах, и анкеты, содержащие информацию о нормативных и фактических значениях элементов доступности (угол наклона пандуса, высота расположения поручней, высота порогов, ширина дверных проемов, высота расположения информационных табличек, размер букв и другие параметры, установленные СП (сводом правил) 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»). Итоги обследования были рассмотрены на комиссиях по социальным вопросам в муниципальных образованиях с участием инвалидов.

В 2013 году для обследования объектов социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях привлекались также специализированные организации (ООО «Социальная экспертиза»), осуществляющие оценку объектов на предмет доступности для инвалидов, имеющие опыт работы по данному вопросу на объектах Санкт-Петербурга.

Проведенная работа показала, что сложности, возникающие при формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, связаны, прежде всего, с переоборудованием действующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных в зданиях, построенных по типовым проектам, которые изначально мало приспособлены для посещения их инвалидами. Узкие лестницы, дверные проемы в несущих стенах не позволяют обеспечить доступность здания путем выполнения ремонтных работ.

Создание доступной среды в подобных зданиях должно носить комплексный характер и включать в себя не только работы, направленные на повышение их физической доступности, но и меры организационного характера – предоставление помощников, перераспределение мест обслуживания посетителей, обеспечение информационной открытости. Все эти меры позволят привести объект в состояние доступности в рамках «разумного приспособления» и не станут помехой для получения услуг другими гражданами.

Вновь строящиеся объекты, в соответствии с действующими правовыми актами, необходимо проектировать по принципу «универсального дизайна», то есть делать их максимально пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или проведения специальных работ.

В 2011-2012 годах организовано обучение сотрудников органов и учреждений социальной защиты населения на курсах повышения квалификации, тематических семинарах по проблеме формирования доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения, среды жизнедеятельности. Всего различными формами обучения охвачено более 100 человек.

С целью удовлетворения потребности  в услугах сурдопереводчиков, в 2012-2013 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2011-2013 годы» организовано обучение навыкам русского жестового языка 11 специалистов органов и учреждений социальной защиты населения Ленинградской области, участвующих в предоставлении государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Велась работа по обмену опытом между регионами по вопросам формирования безбарьерной среды для инвалидов, так в 2012 году делегация руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты населения посетила Тверскую область -  регион, участвовавший в федеральных пилотных проектах, в 2013 году – Республику Карелия, также ведущую активную работу по социальной интеграции инвалидов.

Активное участие в разработке методических основ деятельности по формированию доступной среды для инвалидов и подготовке специалистов принимали научные организации из Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А. Альбрехта», АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», АНО "Межрегиональный ресурсный центр для специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов "Доступный мир"), они представлены на слайде.

Комитетом и органами социальной защиты населения в муниципальных районах области велась работа по формированию позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, формирования мнения об инвалидах как о равных членах общества, исключения проявления дискриминации по признаку инвалидности, стимулирования привлечения финансовых средств граждан и организаций на проведение работ по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Для этого проводились информационные кампании, круглые столы, семинары, освещающие данную проблематику для населения, на официальных сайтах регионального и муниципальных органов социальной защиты населения созданы разделы «Доступная среда».

Кроме того, с целью максимального учета потребностей инвалидов при определении приоритетов в работе по созданию безбарьерной среды, представители общественных организаций – Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, были привлечены к формированию областного перечня первоочередных объектов социальной инфраструктуры и услуг, нуждающихся в адаптации для использования инвалидами в приоритетных сферах жизнедеятельности. Перечень содержит такие объекты как поликлиники, больницы, дома культуры, библиотеки, центры социального обслуживания, школы, спортивные залы, всего 331 объект.

С целью осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам социальной интеграции инвалидов действует Координационный совет по делам инвалидов Ленинградской области с участием общественных организаций инвалидов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проведенные в течение трех лет мероприятия не позволяют говорить о том, что проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, решена.

Основные сложности в решении вопросов доступности среды для маломобильных граждан связаны со следующими фактами:

высокая стоимость и трудоемкость работ по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов (стоимость работ по оборудованию здания учреждения с учетом минимальных требований доступности для инвалидов составляет от 700 тыс. рублей);

отсутствие квалифицированных кадров;

отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей на региональном уровне вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и создающей действенный механизм соблюдения требований по обеспечению соответствующих условий для инвалидов;

недостаточная осведомленность собственников объектов о необходимости обеспечения их доступности для инвалидов и об ответственности за неисполнение требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Анализ комплекса мер, принимаемых регионами России с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, проведенный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2011 году, позволил сделать вывод о том, что в субъектах Российской Федерации отсутствует комплексный подход в решении данного вопроса. В связи с этим, Минтрудом России были разработаны и утверждены рекомендации для субъектов Российской Федерации по формированию комплексных межведомственных программ, направленных на создание безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов – образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи.

Согласно рекомендациям на финансирование каждой сферы в регионе должно быть предусмотрено не менее 10, но не более 20 процентов от общего объема финансирования программы. При соблюдении этих условий проект региональной программы может быть принят к рассмотрению Минтрудом России для софинансирования из средств  федерального бюджета.

В 2013 году комитетом по социальной защите населения Ленинградской области с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления был разработан, направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и поддержан проект подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы Государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области». Данная подпрограмма соответствует всем требованиям, установленными Приказом Минтруда России, для программ, претендующих на получение субсидии из федерального бюджета и поддержана региональными отделениями общественных организаций инвалидов.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет  230106,74 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет – 102057,1 тыс. руб., из них:

за счет средств Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – 92057,1 тыс. руб.,

за счет средств Министерства образования и науки Российской Федерации – 10000,0 тыс. руб.;

областной бюджет – 90927,67 тыс. руб., из них:

местные бюджеты – 36821,97 тыс. руб.;

прочие источники – 300,0 тыс. руб.

Финансирование по мероприятиям, направленным на адаптацию объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, составляет:

1) по сфере социальной защиты населения – 44410,24 тыс. руб.    (21,71 % от объема финансирования, предусмотренного на проведение мероприятий по адаптации  объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности);

2) по сфере здравоохранения – 34669,0 тыс. руб. (16,95 %);

3) по сфере образования – 36840,0 тыс. руб. (18,01 %);

4) по сфере культуры – 16658,0 тыс. руб. (8,14 %);

5) по сфере физической культуры и спорта – 18250,0 тыс. руб. (8,92 %);

6) по сфере дорожной и транспортной инфраструктуры – 40750,0 тыс. руб. (19,92 %);

7) по сфере информации и связи – 11600,0 тыс. руб. (5,67 %);

8) административные здания – 945,0 тыс.руб. (0,46 %);

9) жилой фонд – 400,0 тыс.руб. (0,2 %).

В программе принимают участие следующие комитеты:

комитет по социальной защите населения Ленинградской области

комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

комитет по здравоохранению Ленинградской области

комитет по культуре Ленинградской области

комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области

комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области

комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области.

Работы по адаптации для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в приоритетных для сферах жизнедеятельности, будут продолжены. Особое внимание будет уделено вопросу организации доступа к информации в доступных для инвалидах форматах, в том числе, для инвалидов с нарушением функций слуха и зрения (таблицы, набранные шрифтом Брайля; укладка нескользящего покрытия пола).

Реализация программных мероприятий позволит:

Провести обследование и паспортизацию 360 объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, формирование и обновление карт доступности;

Провести работы по приспособлению для доступа инвалидов 131 объекта социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;

Установить и модернизировать 75 светофоров со звуковым сигналом на пешеходных переходах;

Приспособить автобусные остановки для пользования инвалидами;

Приобрести 7 низкопольных автобусов с откидными аппарелями для инвалидов (в Кингисеппском, Подпорожском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе);

Модернизировать 15 действующих автобусов для пользования инвалидами;

Субтитрировать новостные и развлекательные телевизионные программы на 1 телеканале ЛОТ;

Создать версии для слабовидящих 25 сайтов (сайты органов исполнительной власти Ленинградской области) – укрупненный шрифт, звуковое воспроизведение текстовой информации;

Вести работу по формированию толерантного сознания общества по отношению к инвалидам – публиковать информационные материалы в средствах массовой информации, проводить акции «Доступный город»;

Вести работу по социальной интеграции инвалидов путем проведения совместно с общественными организациями инвалидов комплекса спортивных и культмассовых мероприятий, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Подготовить специалистов для работы в сфере формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

 

К сожалению, на момент разработки государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2013-2020 годы» финансовые средства на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы не были предусмотрены в бюджетах всех органов исполнительной власти, являющихся ее соисполнителями (только комитет по социальной защите населения и комитет общего и профессионального образования не в полном объеме), в связи с чем, в утвержденную ноябре 2013 года Государственную программу вошли не все источники финансирования.

В настоящее время соисполнителями программных мероприятий средства изысканы и включены в областной бюджет Ленинградской области. Государственная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2013-2020 годы» приводится в соответствие закону об областном бюджете Ленинградской области. Завершить данную работу планируется в течение апреля 2014 года. Утвержденный документ позволит заключить Соглашение с Минтрудом России о предоставлении федеральных средств.

 

С целью повышения эффективности проводимой работы предлагает осуществить в Ленинградской области следующий комплекс мер межведомственного характера:

  1. Разработать и утвердить областной закон, регулирующий правоотношения в сфере формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и определяющий полномочия координатора и участников данной деятельности.
  2. Усилить межведомственное взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления в т.ч. выполняющих функции заказчиков строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры, по вопросам обязательного учета и разработки мероприятий, обеспечивающих доступность для инвалидов физического окружения – зданий, территории населенных пунктов, дорожной и транспортной инфраструктуры.
  3. Проработать механизм привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для инвалидов. Подобные меры позволят повысить ответственность собственников объектов социальной инфраструктуры. Аналогичная работа в настоящее время проводится в ряде регионов России – Краснодарском крае, Свердловской области.
  4. Осуществлять мониторинг обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры в рамках их ведомственной принадлежности.
  5. Сформировать информационную систему «Доступная среда», содержащую сведения о степени доступности объектов социальной инфраструктуры, планах по их адаптации для инвалидов.
  6. Разработать и утвердить перечень дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет средств регионального бюджета, организовать работу по обеспечению инвалидов необходимыми средствами.
  7. Разработать областную программу по ремонту муниципальных реабилитационных центров для инвалидов.
  8. Создать областной ресурсный центр содействия трудоустройству инвалидов.
  9. Необходимо продолжить тесное взаимодействие с общественными организациями инвалидов, привлекать их, как представителей целевой группы, к участию в проведении обследования объектов, а также в роли экспертов после проведения соответствующих работ по адаптации
  10. Еще один важный вопрос – это наличие во всех ведомствах квалифицированных кадров, компетентных вести работу по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Такой специалист не только должен знать особенности и потребности инвалидов с различными видами ограничений жизнедеятельности, но и обладать знаниями в области строительства и архитектуры.

Также комитетом планируется дальнейшая работа по обмену опытом в вопросах обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи с регионами России, зарубежными партнерами, участие в международных проектах по подготовке квалифицированных кадров.

В заключение хочу сказать, что формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов – сложная межведомственная проблема, которая требует внимания и решения со стороны всех структур, осуществляющих государственное и муниципальное управление, а также со стороны организаций различных форм собственности.

И, только наша совместная работа в этом направлении, позволит разрушить средовые и отношенческие барьеры, обеспечить полноценное участие инвалидов в жизни общества.

Спасибо за внимание!

НПА

*Региональные льготы для инвалидов - льготный проезд всем инвалидам на все виды общественного транспорта, б/пл проезд инвалидам по зрению 1,2 группы и инвалиды, получающие процедуру гемодиализа

** Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 406 "О государственной программе Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" (подпрограмма «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы)

*** Областной закон Ленинградской области от 15.10.2003 N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области"

 

 

Текст выступления председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Л.Н. Нещадим на совещании руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области 07.04.2014 г. по вопросу "О перспективах работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Ленинградской области в 2014-2015 годах"

 

 

© 2001-2024 гг. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.