"О перспективах работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Ленинградской области в 2014-2015 годах"
Выступление
председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области Л.Н. Нещадим по вопросу: «О перспективах работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Ленинградской области в 2014-2015 годах»
Уважаемый Александр Юрьевич!
Уважаемые коллеги!
По состоянию на 01.03.2014 года в Ленинградской области проживает 155 759 инвалидов (это 9 % от населения области), в том числе 3028 детей-инвалидов.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа) и общественных организациях инвалидов, действующих в Ленинградской области, численность:
инвалидов-колясочников составляет 2163 человек;
инвалидов по зрению – 2586 человека;
инвалидов по слуху – 2123 человек.
Особую группу составляют инвалиды с нарушением сенсорных функций (зрения и слуха), вследствие чего затрудняется ориентирование в пространстве, снижается способность восприятия информации, появляется необходимость в использовании вспомогательных средств.
Наличие в обществе лиц, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, ориентировании в пространстве, также определяет необходимость формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области.
Необходимо отметить, что создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является составной частью комплекса мер, направленных на социальную интеграцию инвалидов, на включение их в общество.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2006), тем самым взяв на себя обязательства по созданию условий, обеспечивающих инвалидам наравне с другими гражданами доступ к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования маломобильными группами населения.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по созданию инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, ко всем видам транспорта, средствами связи и информации закреплены за органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно вышеназванному закону, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
на участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;
на разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
на содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
на осуществление деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
на финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
на содействие общественным объединениям инвалидов.
В соответствии с федеральным законодательством обустройство объектов для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидам должно осуществляться их собственниками.
В 2011 году комитетом был подготовлен проект областного закона «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Ленинградской области». Законопроект обсуждался с общественными организациями инвалидов, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, получил положительные отзывы. Вместе с тем, юридическим комитетом Администрации Ленинградской области и ГУ ЛО «Государственный экспертный институт регионального законодательства» были даны отрицательные заключения (15.06.2011 № ЮК-012-587/11-0-1, 10.05.2011 № 02-01/313-60). По мнению экспертов в соответствии с действующим законодательством у субъекта Российской Федерации отсутствуют правовые основания для принятия регионального закона, регулирующего правоотношения, связанные с созданием для инвалидов доступной среды жизнедеятельности.
Из разъяснений, полученных от ГУ ЛО «Государственный экспертный институт регионального законодательства» указания на орган власти, координирующий деятельность в сфере доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, федеральное законодательство не содержит. Контроль за соблюдением требований доступности на объектах является полномочием прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время в Ленинградской области приняты нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки инвалидам*, утверждающие региональные программы в сфере социальной защиты инвалидов**, определяющие основы квотирования рабочих мест для инвалидов***
Вместе с тем, подобные региональные законы утверждены и действуют в других субъектах – Республике Карелия, Самарской области, Краснодарском крае и т.д.
Практическая деятельность по обеспечению на территории Ленинградской области безбарьерной среды в 2011-2013 годах велась в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области». Мероприятия выполнены на сумму 58,9 млн. рублей.
С сентября 2012 года на основе специальной методики, разработанной комитетом в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 627, проводится обследование объектов социальной инфраструктуры.
За истекший период обследовано 402 объекта. По результатам установлено, что 281 объект признан частично доступным, из них: объекты здравоохранения - 63, объекты культуры, физической культуры и спорта – 88, объекты социальной защиты населения – 33, объекты образования – 75, здания администраций – 22. Частичная доступность подразумевает наличие элементов доступности (пандусы, поручни, подъемные устройства и др.), однако не позволяет всем инвалидам (передвигающимся на креслах-колясках, с нарушением зрения, с нарушением слуха) пользоваться данными объектами в полном объеме.
На этапе апробации методики в муниципальных образованиях области в 2012 году обследование проводилось комиссиями, включающими в себя специалистов органов социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа), представителей собственников объектов, технического специалиста (БТИ, отдела капитального строительства, отдела архитектуры), представителя общественной организации инвалидов. В ходе обследования на каждый объект были заполнены акты обследования, содержащие информацию об объекте и оказываемых на нем услугах, и анкеты, содержащие информацию о нормативных и фактических значениях элементов доступности (угол наклона пандуса, высота расположения поручней, высота порогов, ширина дверных проемов, высота расположения информационных табличек, размер букв и другие параметры, установленные СП (сводом правил) 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»). Итоги обследования были рассмотрены на комиссиях по социальным вопросам в муниципальных образованиях с участием инвалидов.
В 2013 году для обследования объектов социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях привлекались также специализированные организации (ООО «Социальная экспертиза»), осуществляющие оценку объектов на предмет доступности для инвалидов, имеющие опыт работы по данному вопросу на объектах Санкт-Петербурга.
Проведенная работа показала, что сложности, возникающие при формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, связаны, прежде всего, с переоборудованием действующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных в зданиях, построенных по типовым проектам, которые изначально мало приспособлены для посещения их инвалидами. Узкие лестницы, дверные проемы в несущих стенах не позволяют обеспечить доступность здания путем выполнения ремонтных работ.
Создание доступной среды в подобных зданиях должно носить комплексный характер и включать в себя не только работы, направленные на повышение их физической доступности, но и меры организационного характера – предоставление помощников, перераспределение мест обслуживания посетителей, обеспечение информационной открытости. Все эти меры позволят привести объект в состояние доступности в рамках «разумного приспособления» и не станут помехой для получения услуг другими гражданами.
Вновь строящиеся объекты, в соответствии с действующими правовыми актами, необходимо проектировать по принципу «универсального дизайна», то есть делать их максимально пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или проведения специальных работ.
В 2011-2012 годах организовано обучение сотрудников органов и учреждений социальной защиты населения на курсах повышения квалификации, тематических семинарах по проблеме формирования доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения, среды жизнедеятельности. Всего различными формами обучения охвачено более 100 человек.
С целью удовлетворения потребности в услугах сурдопереводчиков, в 2012-2013 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2011-2013 годы» организовано обучение навыкам русского жестового языка 11 специалистов органов и учреждений социальной защиты населения Ленинградской области, участвующих в предоставлении государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Велась работа по обмену опытом между регионами по вопросам формирования безбарьерной среды для инвалидов, так в 2012 году делегация руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты населения посетила Тверскую область - регион, участвовавший в федеральных пилотных проектах, в 2013 году – Республику Карелия, также ведущую активную работу по социальной интеграции инвалидов.
Активное участие в разработке методических основ деятельности по формированию доступной среды для инвалидов и подготовке специалистов принимали научные организации из Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А. Альбрехта», АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», АНО "Межрегиональный ресурсный центр для специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов "Доступный мир"), они представлены на слайде.
Комитетом и органами социальной защиты населения в муниципальных районах области велась работа по формированию позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, формирования мнения об инвалидах как о равных членах общества, исключения проявления дискриминации по признаку инвалидности, стимулирования привлечения финансовых средств граждан и организаций на проведение работ по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Для этого проводились информационные кампании, круглые столы, семинары, освещающие данную проблематику для населения, на официальных сайтах регионального и муниципальных органов социальной защиты населения созданы разделы «Доступная среда».
Кроме того, с целью максимального учета потребностей инвалидов при определении приоритетов в работе по созданию безбарьерной среды, представители общественных организаций – Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, были привлечены к формированию областного перечня первоочередных объектов социальной инфраструктуры и услуг, нуждающихся в адаптации для использования инвалидами в приоритетных сферах жизнедеятельности. Перечень содержит такие объекты как поликлиники, больницы, дома культуры, библиотеки, центры социального обслуживания, школы, спортивные залы, всего 331 объект.
С целью осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам социальной интеграции инвалидов действует Координационный совет по делам инвалидов Ленинградской области с участием общественных организаций инвалидов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что проведенные в течение трех лет мероприятия не позволяют говорить о том, что проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, решена.
Основные сложности в решении вопросов доступности среды для маломобильных граждан связаны со следующими фактами:
высокая стоимость и трудоемкость работ по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов (стоимость работ по оборудованию здания учреждения с учетом минимальных требований доступности для инвалидов составляет от 700 тыс. рублей);
отсутствие квалифицированных кадров;
отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей на региональном уровне вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и создающей действенный механизм соблюдения требований по обеспечению соответствующих условий для инвалидов;
недостаточная осведомленность собственников объектов о необходимости обеспечения их доступности для инвалидов и об ответственности за неисполнение требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Анализ комплекса мер, принимаемых регионами России с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, проведенный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2011 году, позволил сделать вывод о том, что в субъектах Российской Федерации отсутствует комплексный подход в решении данного вопроса. В связи с этим, Минтрудом России были разработаны и утверждены рекомендации для субъектов Российской Федерации по формированию комплексных межведомственных программ, направленных на создание безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов – образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи.
Согласно рекомендациям на финансирование каждой сферы в регионе должно быть предусмотрено не менее 10, но не более 20 процентов от общего объема финансирования программы. При соблюдении этих условий проект региональной программы может быть принят к рассмотрению Минтрудом России для софинансирования из средств федерального бюджета.
В 2013 году комитетом по социальной защите населения Ленинградской области с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления был разработан, направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и поддержан проект подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы Государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области». Данная подпрограмма соответствует всем требованиям, установленными Приказом Минтруда России, для программ, претендующих на получение субсидии из федерального бюджета и поддержана региональными отделениями общественных организаций инвалидов.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 230106,74 тыс. руб., в том числе:
федеральный бюджет – 102057,1 тыс. руб., из них:
за счет средств Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – 92057,1 тыс. руб.,
за счет средств Министерства образования и науки Российской Федерации – 10000,0 тыс. руб.;
областной бюджет – 90927,67 тыс. руб., из них:
местные бюджеты – 36821,97 тыс. руб.;
прочие источники – 300,0 тыс. руб.
Финансирование по мероприятиям, направленным на адаптацию объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, составляет:
1) по сфере социальной защиты населения – 44410,24 тыс. руб. (21,71 % от объема финансирования, предусмотренного на проведение мероприятий по адаптации объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности);
2) по сфере здравоохранения – 34669,0 тыс. руб. (16,95 %);
3) по сфере образования – 36840,0 тыс. руб. (18,01 %);
4) по сфере культуры – 16658,0 тыс. руб. (8,14 %);
5) по сфере физической культуры и спорта – 18250,0 тыс. руб. (8,92 %);
6) по сфере дорожной и транспортной инфраструктуры – 40750,0 тыс. руб. (19,92 %);
7) по сфере информации и связи – 11600,0 тыс. руб. (5,67 %);
8) административные здания – 945,0 тыс.руб. (0,46 %);
9) жилой фонд – 400,0 тыс.руб. (0,2 %).
В программе принимают участие следующие комитеты:
комитет по социальной защите населения Ленинградской области
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
комитет по здравоохранению Ленинградской области
комитет по культуре Ленинградской области
комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области
комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
комитет по физической культуре и спорту Ленинградской области.
Работы по адаптации для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в приоритетных для сферах жизнедеятельности, будут продолжены. Особое внимание будет уделено вопросу организации доступа к информации в доступных для инвалидах форматах, в том числе, для инвалидов с нарушением функций слуха и зрения (таблицы, набранные шрифтом Брайля; укладка нескользящего покрытия пола).
Реализация программных мероприятий позволит:
Провести обследование и паспортизацию 360 объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, формирование и обновление карт доступности;
Провести работы по приспособлению для доступа инвалидов 131 объекта социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
Установить и модернизировать 75 светофоров со звуковым сигналом на пешеходных переходах;
Приспособить автобусные остановки для пользования инвалидами;
Приобрести 7 низкопольных автобусов с откидными аппарелями для инвалидов (в Кингисеппском, Подпорожском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе);
Модернизировать 15 действующих автобусов для пользования инвалидами;
Субтитрировать новостные и развлекательные телевизионные программы на 1 телеканале ЛОТ;
Создать версии для слабовидящих 25 сайтов (сайты органов исполнительной власти Ленинградской области) – укрупненный шрифт, звуковое воспроизведение текстовой информации;
Вести работу по формированию толерантного сознания общества по отношению к инвалидам – публиковать информационные материалы в средствах массовой информации, проводить акции «Доступный город»;
Вести работу по социальной интеграции инвалидов путем проведения совместно с общественными организациями инвалидов комплекса спортивных и культмассовых мероприятий, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Подготовить специалистов для работы в сфере формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
К сожалению, на момент разработки государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2013-2020 годы» финансовые средства на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы не были предусмотрены в бюджетах всех органов исполнительной власти, являющихся ее соисполнителями (только комитет по социальной защите населения и комитет общего и профессионального образования не в полном объеме), в связи с чем, в утвержденную ноябре 2013 года Государственную программу вошли не все источники финансирования.
В настоящее время соисполнителями программных мероприятий средства изысканы и включены в областной бюджет Ленинградской области. Государственная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2013-2020 годы» приводится в соответствие закону об областном бюджете Ленинградской области. Завершить данную работу планируется в течение апреля 2014 года. Утвержденный документ позволит заключить Соглашение с Минтрудом России о предоставлении федеральных средств.
С целью повышения эффективности проводимой работы предлагает осуществить в Ленинградской области следующий комплекс мер межведомственного характера:
- Разработать и утвердить областной закон, регулирующий правоотношения в сфере формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и определяющий полномочия координатора и участников данной деятельности.
- Усилить межведомственное взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления в т.ч. выполняющих функции заказчиков строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры, по вопросам обязательного учета и разработки мероприятий, обеспечивающих доступность для инвалидов физического окружения – зданий, территории населенных пунктов, дорожной и транспортной инфраструктуры.
- Проработать механизм привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для инвалидов. Подобные меры позволят повысить ответственность собственников объектов социальной инфраструктуры. Аналогичная работа в настоящее время проводится в ряде регионов России – Краснодарском крае, Свердловской области.
- Осуществлять мониторинг обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры в рамках их ведомственной принадлежности.
- Сформировать информационную систему «Доступная среда», содержащую сведения о степени доступности объектов социальной инфраструктуры, планах по их адаптации для инвалидов.
- Разработать и утвердить перечень дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет средств регионального бюджета, организовать работу по обеспечению инвалидов необходимыми средствами.
- Разработать областную программу по ремонту муниципальных реабилитационных центров для инвалидов.
- Создать областной ресурсный центр содействия трудоустройству инвалидов.
- Необходимо продолжить тесное взаимодействие с общественными организациями инвалидов, привлекать их, как представителей целевой группы, к участию в проведении обследования объектов, а также в роли экспертов после проведения соответствующих работ по адаптации
- Еще один важный вопрос – это наличие во всех ведомствах квалифицированных кадров, компетентных вести работу по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Такой специалист не только должен знать особенности и потребности инвалидов с различными видами ограничений жизнедеятельности, но и обладать знаниями в области строительства и архитектуры.
Также комитетом планируется дальнейшая работа по обмену опытом в вопросах обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи с регионами России, зарубежными партнерами, участие в международных проектах по подготовке квалифицированных кадров.
В заключение хочу сказать, что формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов – сложная межведомственная проблема, которая требует внимания и решения со стороны всех структур, осуществляющих государственное и муниципальное управление, а также со стороны организаций различных форм собственности.
И, только наша совместная работа в этом направлении, позволит разрушить средовые и отношенческие барьеры, обеспечить полноценное участие инвалидов в жизни общества.
Спасибо за внимание!
НПА
*Региональные льготы для инвалидов - льготный проезд всем инвалидам на все виды общественного транспорта, б/пл проезд инвалидам по зрению 1,2 группы и инвалиды, получающие процедуру гемодиализа
** Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 406 "О государственной программе Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" (подпрограмма «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» на 2014-2015 годы)
*** Областной закон Ленинградской области от 15.10.2003 N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области"